Обзор законодательных инициатив

>>>

Обзор законодательных инициатив в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

  1. Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года
  2. Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта.
  3. Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары
  4. Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий
  5. Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя
  6. Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера
  7. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре
  8. Инициатива по введению маркировки стеклянной тары
  9. Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю
  10. Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива
  11. Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет

Госдума вышла с каникул, и отдохнувшие депутаты занялись законотворческой работой.

Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года

Депутаты предлагают еще на год (до 1 июля 2019 года) отсрочить вступление в силу требования об обязательном применении контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн кассами) предпринимателями на ЕНВД и патенте. Авторы законопроекта в пояснительной записке подчеркивают, что малый бизнес не готов нести дополнительные непроизводственные расходы на установку, обслуживание кассовой техники и обучение персонала. Если законопроект будет принят, то ИП на патенте и ЕНВД смогут еще год продавать пиво без применения касс при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств.

Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта

Группа депутатов, в которую вошли Сергей Миронов и Олег Нилов, предлагают ввести с 1 января 2018 года государственную монополию на производство и оборот этилового спирта — доля РФ в уставном капитале предприятий должна будет составлять не менее 50%. Как говорится в сопроводительных документах к законопроекту, его принятие не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств, а напротив, позволит казне зарабатывать 400-500 млрд. рублей в год. Убытки, причиненные в результате установления госмонополии лицам, чье имущество подлежит изъятию, будут компенсированы из бюджета за счет дополнительных доходов от производства спирта.

Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары

Депутаты Карельского заксобрания предлагают внести поправку в нормы, касающиеся штрафа за продажу в общепите алкоголя без вскрытия тары. Согласно действующей редакции КоАП, за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции должностным лицам грозит штраф в 20-40 тысяч рублей, а юридическим — в 100-300 тысяч. Однако продавцы, которые и должны непосредственно вскрывать тару при отпуске продукции, не являются должностными лицами. Поэтому депутаты предлагают установить штраф для граждан в размере 3-5 тысяч рублей и уточнить, что в данной статье под гражданами понимаются именно продавцы.

Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий

Заксобрание Еврейской автономной области внесло законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий. Сейчас продажа алкоголя запрещается в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ при согласовании проведения таких мероприятий. Однако согласовывать массовые мероприятия может не только орган исполнительной власти субъекта РФ, но и орган местного самоуправления, а значит, установление запрета на продажу алкоголя становится невыполнимым. Законопроект предлагает предоставить органам местного самоуправления устанавливать границы территорий, где будет запрещена продажа алкоголя во время массовых мероприятий.

Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя

Правительство внесло два проекта, касающиеся порошкового алкоголя.

Первым документом в закон предлагается ввести определение порошкообразной спиртосодержащей продукции (это «пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт») и запретить ее производство и оборот. Подчеркивается, что в мире не проводились исследования по безопасности продукции, она запрещена в ЕС и многих штатах США. Трудно контролировать потребление порошкового алкоголя и исключить его пронос и применение в неположенных местах – школах, больницах и т. п.

Второй проект касается административных штрафов за производство и оборот порошкового алкоголя: 5-20 тысяч для граждан, 20-50 тысяч для должностных лиц, 200-500 тысяч для юр.лиц. На текущий момент из-за некорректной формулировки текста законопроекта под раздачу могут попасть, в частности, солодовые концентраты или, например, дрожжи, хмелевая пыльца и многое другое.

Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера

Еще один косвенно касающийся алкоголя законопроект внесло правительство. Сейчас ответственность за пьяное вождение наступает при выявлении более 0,16 мг абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Если водитель не может дунуть в алкотестер (например, находится в бессознательном состоянии после ДТП), то определить наличие опьянения можно путем анализа крови — однако в таком случае ответственность за пьяное вождение не наступает. Поэтому предлагается дополнить закон: ответственность за пьяное вождение будет наступать при выявлении более 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха или более 0,3 г на литр крови.

В верхней палате парламента прозвучало сразу несколько заявлений о готовящихся законодательных поправках.

Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре

Одна из них касается многострадальной ПЭТ-тары: сенаторы Михаил Щетинин и Ирина Гехт считают, что в законе есть лазейка, позволяющая продавать в России пиво и алкоголь в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 л. Сенаторы апеллируют к тому, что формулировка закона гласит: «С 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров».

По их мнению, если производство пива в больших ПЭТах будет разрешено для экспорта, оно хлынет в российскую розницу. Поэтому нужно убрать из закона слова «за исключением розничной продажи». Впрочем, в п. 15. ст. 16 171-ФЗ уже содержится указание о том, что не допускается продажа алкоголя в ПЭТ объемом свыше 1,5 л. Текст 171-го закона усложнился настолько, что в нем не всегда могут сориентироваться и сами законотворцы.

Еще одно подтверждение неоднозначности ограничения ПЭТ подкинуло РАР: ранее правовое управление РАР в письме от 30 марта 2017 года разъясняло, что разливать в тару потребителя вообще нельзя — в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, а продавец не может проверить предоставляемую покупателем тару на соответствие требованиям Техрегламента.

Теперь Росалкогольрегулирование изменило свою позицию – с учетом позиции Минфина – и в письме от 20 сентября пишет, что, в соответствии с санитарными правилами, неупакованные пищевые продукты можно отпускать в чистую тару потребителя, и законодательством РФ не предусмотрены ограничения, касающиеся собственной тары потребителя. Следовательно, розлив в ПЭТ-тару потребителя объемом более 1,5 л не противоречит закону.

Инициатива по введению маркировки стеклянной тары

Еще одна «тарная» поправка касается стеклянных бутылок: предлагается обязать производителей стеклотары маркировать продукцию своим клеймом и отпускать водочные бутылки только тем, у кого есть лицензия на производство алкоголя. И, наконец, предлагается дать региональным лицензирующим органам право проводить внезапные проверки магазинов, которые продают алкоголь, чтобы точки, где алкоголь продают с нарушениями, не успели подготовиться к визиту контролеров.

Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю

Минпромторг разрабатывает проект смягчения требований к получению лицензии на продажу алкоголя. По мнению министерства, любому добросовестному продавцу алкоголя должно быть просто, дешево и удобно получить лицензию. Сейчас же предприниматели часто получают отказ при недоборе в пару квадратных метров по площади магазина, при налоговом долге в одну копейку или расхождении адресных данных государственного реестра и заявления на выдачу лицензии. При этом уплаченная пошлина в размере 65 тыс. рублей за каждый год действия лицензии заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно, и при новом обращении для получения лицензии ситуация может повториться.

Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива

Активно обсуждали в сентябре вопрос безалкогольного пива. Все началось с того, что некие активисты собрались внести в Госдуму законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива - по мнению законотворцев, она даже вреднее, чем реклама пива алкогольного. Позднее на эту тему громко высказалась глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее мнению, безалкогольное пиво пивом не является, так как «пиво — это результат брожения, брожения безалкогольного быть не должно». Простим главному санитарному врачу незнание технологии: на самом деле отсутствие алкоголя в пиве говорит не об отсутствии брожения, а о том, что продукт брожения – этанол – был тем или иным способом удален из пива.

Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет

Минфин начал публичное обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет. Предполагается, что пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху можно будет продавать через интернет без лицензии, при условии включения продавца – организации или ИП – в специальный реестр, который будет вести Росалкогольрегулирование. Кроме того, от онлайн-торговли до 2021 года будут отстранены одни из инициаторов реформы — ретейлеры. Право на интернет-торговлю алкоголем в первые четыре года будет только у производителей алкоголя и оптовиков.

Источник

Вернуться